Этот пост поможет мне самой следить за нашим прогрессом, а для кого-то просто удовлетворит любопытство: что они там поделывают в домашней школе-то?

аня и бабочка 

Аня (3)

Официально не в школе, а просто играет. Она рисует, раскрашивает, играет с лего и прочими игрушками, играет с братьями и сёстрами, катается на шее старшего брата, слушает чтение книг, пытается выучить несколько букв, болтает и напевает песенки. Сейчас её любимые рассказы «Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» с великолепными иллюстрациями Борисова и Исакова. Сказку о глупом мышонке знает почти наизусть, что характерно для детей, которые любят, чтобы им многократно читали любимые истории в стихах. У старших детей в своё время в памяти отложились большие отрывки сказок Пушкина. Мы это не старались делать специально, просто им нравилось. Если бы этого не было, я бы не считала это пробелом.

mila ears

Мила (5)

Слушает чтение книг вслух, учит с Ваней и Машей отрывки из Библии. Сейчас учим вместе вторую часть 33 псалма. Мила уже не отстаёт в запоминании. Мила поняла принцип счёта и считает, когда хочет сама себе вслух. Последний раз я слышала до 150 (видно скучно было ехать в машине:)).Сложение на +1. Учимся считать наоборот 10-1 и вводим примеры на -1. Изредка практикуем чтение. Всё остальное — игры, общение с членами семьи, мамино чтение вслух. Иногда для младших читают старшие.

Ваня (8) и Маша (10)

Впервые мы взялись за большую книгу — Jolly Robin (Bailey). Книга Ваню заинтересовала, но читать было трудновато. Сейчас чтение идёт бодрее, и я начинаю улыбаться. Наконец-то! Перед чтением продолжаем повторять карточки. Думаю, можно было начать с одной из книг в списке Робинсона — про Вашингтона, Гранта или Колумба. Все они написаны словами в один слог, и при этом хорошо читаются. Наверное, будет следующей.

Маша. Английское чтение за сентябрь: «Scottish Seas«  (не закончила), «Mary Poppins Opens the Door» и несколько мелких книг, начала серию «Sugar Creek Gang».

По-русски  c Ваней читаем простенькие рассказы, детские стихи. Темп ускорился, и мы перешли с параграфа на 1-2 небольших страницы. Маша: «Где ты, Салли?», «Элси», «Тим Талер или проданный смех», «Капитан Крокус».

Поэзия: Некрасов стихи для начальных классов (см. здесь). Наизусть «Снежок». Стихи Лермонтова. Из Лермонтова детям ничего не приглянулось. Может, выучим песню на его стихотворение «В минуту жизни трудную». Стихи и отрывки из Библии декламируются в кругу семьи по воскресеньям. Вначале мы читаем в день по стиху выбранного поэта. (Их можно найти в разделе «Разное/поэзия».) Прочитав все стихотворения для «младших классов», мы выбираем понравившееся и учим его по куплету в день. Просто повторяем куплет раза три. Время от времени повторяем выученные раньше стихотворения. Это занимает минут 5-10 в день, иногда больше.

Вечернее чтение: летом это были книги на украинском, но сейчас мы временно переключились на русские: «Швейцарские робинзоны». Я читаю, дети слушают. Иногда обсуждаем, иногда пересказываем, просто думаем. На мой вгляд книга не блистает тонким литературным стилем, герои плохо обрисованы, в истории всё как-то слишком хорошо. Но средних  и даже младших детей не отогнать. Это их первая «робинзонада».

Латынь: с детьми я решила учить не латинский язык, а только латинские и греческие корни, а также слова, в которых они находятся. Используем набор карточек «From the Roots Up» 1. Дело идёт бодро, и даже весело: примерно по одному корню в учебный день.  За этот месяц: verbum, nomen/nominis, pro-, prae-, ad-, thesis, para-, dia-, hypnos, geo, hydros, aqua, luna, stella, sol, astron, terra, thesis.

(В английском языке множество слов заимствовано из латинского — спасибо римским завоевателям! В русском же большее влияние оказал греческий (хотя и латыни хватает, особенно в медицине и биологии). Любопытно, было ли бы полезно составить детям в России или Украине список распространённых корней и приставок для лучшего понимания «заумных» и технических слов греч—еского происходжения. Мне в детстве такое было интересно.)

Разговорный английский: Маша стесняется говорить по-английски, хоть и может. Ваня понимает через раз и до сих пор почти не говорил, Мила знает очень мало слов. Поэтому… мы стали ездить на детские занятия по средам в соседнюю американскую церковь. Даже Аня (3) настояла на том, чтобы участвовать. Лёд сдвинулся, надо сказать. Ваня говорит очень ломано, но громко и уверенно. Маша общается потише, Мила пока хлопает глазами, иногда угадывая, о чём речь. Аня бегает за всеми хвостиками и получает удовольствие от компании.

Письмо: Ваня уже очень аккуратно пишет прописи. На английском мы дописываем прописи «Writing With Phonics» (Abeka), а по-русски я написала в тетради 33 псалом, который мы учим, и стихотворение «Снежок». Ваня переписывал по две строчки в день, но со временем увеличил норму.

C Машей мы пока перестали писать подготовленные диктанты.  Она поочерёдно пишет письменную работу по русскому и английскому. Иногда она переписывает красивые стихи или пишет изложение коротеньких рассказов по ключевым словам. Получается отлично. Совсем недавно ей писать на английском было очень трудно. Раз в неделю она учит правила и выполняет упражнения по русскому самоучителю вместо письменного пересказа.

Математика: продолжаем с Ваней Saxon Math 54 (4 класс) — 100-е уроки. Перед занятием Ваня на тренажёре повторяет умножение. Всё идёт хорошо. (Дети с компьютерами должны быть на виду, чтобы повтор умножения нечаянно не превратился в что-то другое.) Не дождусь только, пока он сможет читать уроки сам и освободит меня от этой обязанности. Надо сказать, некоторые задачи он уже может читать. Нужно обратить на это внимание. Маша за лето добила этот учебник и перешла к следующему — Saxon Math 56 (5 класс). Начало она прошла быстро, потому что было много повторения. Сейчас уже на 90-х уроках.

География: Швейцария по материалам из тематического блока. Лучшие книги: «Следы на снегу», «Хайди». Книга «Швейцарские робинзоны» ничего не говорит о Швейцарии, но было интересно читать об их приключениях. К тому же это детская классика!

История: Древний Рим по книге «Famous Men of Rome«, заканчиваем начатое в прошлом учебном году. Я читаю по-английски, перевожу, Ваня  и Маша пересказывают. Маша уже понимает без перевода. Её я иногда прошу пересказывать на английском, и это уже трудновато. Никак не доберусь продолжить с ними timeline. Как-нибудь… Видно, что Маше уровень книги по плечу, а Ване немного выше головы, хоть и интересно.

Природоведение:  Жизнь насекомых (Фабр)- в процессе, Zoology (Apologia) — часть «Насекомые» — в процессе. Ваня ловит бабочек, наблюдает за насекомыми в саду и в поле. (Октябрь в этом году патологически тёплый и речь о первых неделях.) По пятницам мы ходим на прогулку на речку. В холодные дни дети кисли и не шли. Я решила не настаивать, поскольку и в лесу за домом есть что наблюдать. Ездили в горы Катскил. Всю дорогу Ваня восклицал: «Мама, смотри, какая красота!» Спору нет. Красота неимоверная — каждая гора своего цвета в зависимости от деревьев, тонкие водопады стекают по обрывистым склонам, на фоне мокрых, чёрных стен золотые листья. Синее небо, синее озеро, мягкий мох и дым костра. Прелесть! Мила и Аня натащили в машину букеты разноцветных листьев. Пытаюсь понять, каких цветов там не было — чёрного, белого, голубого и синего, даже разновидность фиолетового и та была!

Художники: в Швейцарии есть свои хорошие художники, но не очень известные (разве что вы искусствовед). Поэтому мы продолжили изучать импрессионистов: Сёра, Дега, Ренуар.

Музыка: швейцарская музыка (альпийский рог), йоделинг, увертюра Россини «Вильгельм Телль». (Если вы не знаете самой увертюры, то узнаете её части, поскольку их используют в мультфильмах.)

Игры: бинго «Насекомые», географическое лото, Professor Noggins — смешанные наборы (география, животные).

Катя (13) и Тима (15)

Русский:  я читаю по полчаса в день «Граф Монте-Кристо» и прошу пересказывать. Тиме это удаётся лучше. На удивление, Катя не всегда понимает и с трудом пересказывает. Для неё я хочу ввести упражнения, чтобы помочь говорить более свободно. Попробовав общий подготовленный диктант, я увидела большую разницу в уровне и передумала. Тиме, хочешь-не-хочешь, нужно пройти мой самоучитель по русскому языку, а потом уже писать диктанты. Катя в это время будет писать русское изложение по ключевым словам. Пишет она под диктовку грамотно, но плохо выражает свою мысль, когда говорит и пишет сама. Такое изложение будет отличной практикой.

Английское чтение: Тима — «Kon-Tiki«, Катя — «Pride and Prejudice» (Austen)

Английское письмо, грамматика: Тима и Катя пишут сочинения, я проверяю. На самые частые ошибки даю правило к изучению. Тима пишет отлично, ошибки встречаются редко. Катя тоже пишет очень хорошо. Иногда они растягивают удовольствие на несколько дней. Пытаюсь договориться о ежедневных сочинениях.

Математика: Тима сдал экзамены по алгебре 1 и геометрии — без блеска, но «пойдёт».  Теперь доучивает домучивает алгебру 2, которую надо в этом году сдать и постараться не забыть до выпускных экзаменов. Катя доучивает геометрию.

Химия/физика: Тима кое-как домучил курс химии. Хорошо, что сдавать экзамены можно по выбору: химия или физика. Сомневаюсь, что химию сдал бы. Очень надеюсь, что физика пойдёт лучше. Учитывая, что Тима закончил только алгебру и не проходил начало анализа, мы не стали брать сложный учебник физики, предлагаемый Робинсоном (calculus-based). Для наших амбиций достаточно старого учебника нашего папы с первого курса его колледжа. Если всё пройдёт удачно, можно будет даже замахнуться на 2 экзамена уровня AP (в счёт колледжа), но это будет зависеть от прилежания моего отпрыска. Катя пока терпеливо идёт по учебнику химии Chemistry (Apologia).

Искусство: Катя учится рисовать людей в движении в любое свободное время. Получается очень хорошо. Тима тоже рисует, что ему по душе.

История: Тима записался на курс мировой истории в HSLDA (так называетмый AP — институтского уровня, который, надеемся, засчитается в колледже). Курс нелёгкий, но интересный. Письменные ответы на вопросы курса (размером в страницу)  засчитываю за урок письма. Пока Тима получает отличные оценки и чувствует себя как рыба в воде. Катя читает книги по мировой истории 20в. — Mao Tse-Tung (Marrin), The Dust Bowl (Marrin).

Логика: раз в неделю курс логики на дисках. Вступительный курс оказался слишком лёгким, но дети терпеливо ждут, пока начнётся что-то новое. Года три назад мы читали с ними отлично написанные книги по логике для детей лет 12-17. (Я бы и взрослых заставила почитать.) Если интересно, посмотрите The Fallacy Detective и  The Thinking Toolbox.

Поэзия: Катя — «Если» (Киплинг).

Тима уже в 10 классе, и я в пене, пытаясь разузнать, какие нам нужны экзамены, куда можно поступать, как это сделать дешевле и как по возможности перепрыгнуть сразу на 2 или 3 курс колледжа (сэкономив время и деньги). Вариантов так много, что не знаешь, куда смотреть. Боюсь по своему незнанию что-то прохлопать. Начали с того, что Тима будет каждые месяца 2 делать пробный экзамен SAT — для ознакомления, практики и чтобы понять, где есть пробелы. Кроме того ему нужно погуглить курсы, предоставляемые местными колледжами, разузнать больше про интересующие его профессии, а также про стипендии, гранты и прочее.

Программирование: Катя давно клянчит, чтобы папа показал ей программирование. Тима, покопавшись в профессиях, пока с выбором не определился, но хочет попробовать программирование, если не как основную специальность, то как вспомогательную. В конце месяца взялись за азы. Посмотрим, что получится. Во всяком случае ничего не потеряем.

Практические навыки. Я не думаю, что желающим угодить в коллежд стыдно пачкать ручки физическим трудом. Не говоря уже о том, что труд действительно облагораживет человека, чем больше дети умеют, тем лучше: жизнь дама капризная и непостоянная. В какой-то момент у моего мужа-программиста, казалось, не будет контракта. Что ж, он научился у отца не боятся никакой работы и многое умел: вместо программирования перебился бы какое-то время простым физическим трудом.  Сократили бы расходы, но по миру бы не пошли. Ну и дома, разумеется крупные и мелкие ремонты делаются его же руками. Тима, хоть и аналитик, хоть и теоретик, учится у папы вести торговлю на интернете, а сейчас участвует в ремонте дома, который мы сдаем. Катя и Маша давно помогают поддерживать порядок  в доме и заботится о младших. Сейчас стали с интересом помогать на кухне. Маша с гордостью подаёт салаты, жарит кабачки и кабачковые оладьи и не может пройти мимо сковородки, чтобы не помешать там что-нибудь. Катя до сих пор скорее отбывала повинность (мойки посуды и уборки), а сейчас оживилась, хочет попробовать приготовить самое вкусное сама. У младших тоже есть работа по силам.

В домашней школе мне очень нравится то, что после уроков и после работы по дому и вне дома, у детей остаётся ещё много времене просто быть детьми и делать то, что им нравится!

100_0498

Катя и Тима на клубничной ферме лет 10 назад.

Мне показалось, что этот набросок наглядно обрисовывает, что происходит в домашней школе, но компонент времени не очень понятен, т.е. КОГДА ЭТО ВСЁ ДЕЛАЕТСЯ? Я постраюсь это описать в следующем посте. (Жалко, не могу таблицу вставить. Расписание у нас всегда висит на холодильнике, а у каждого есть и своя копия.)

 

ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ В ОКТЯБРЕ: 8 комментариев

  1. Спасибо! Интересно, конечно. Но как это все организовать? Что то я с двумя то 4,5 и 1,5 ничего не успеваю. В старший как то чаще отказывается от предложений позаниматься))) пока не настаиваю сильно

    Нравится

  2. Это неудивительно, не расстраивайтесь. Достаточно одного полуторогодовалого ребёночка, чтобы ничего не успевать.:) С маленькими детьми динамика меняется очень быстро: то, что было невозможно сейчас, может стать возможным через несколько месяцев. У меня сейчас два ученика, которые занимаются самостоятельно, два — полусамостоятельно. С Милой, которой 5,5 я фомально не занимаюсь пока. Всего я сижу с детьми около трёх часов. Большая помощь дедушка или няня, которых я прошу придержать двух младших, пока я на занятиях. Один мешающий малыш тяжелее пяти учеников! Раньше мы обходились без няньки, но это было сложнее. Или проводили занятия во время дневного сна малютки, когда уже не спит, дети играли с младшим и учились по графику . От этого школа была немного длиннее. Довольно быстро дети переходили на самостоятельную работу. Сейчас, когда моей младшей 3 и больше маленьких нет, я думаю, легче, чем в самом начале. Может, ещё и опыт помогает. У деток 5-7 лет школа должна занимать не больше 2 часов, если вообще есть необходимость начинать так рано. В 4,5 года можно ещё не суетиться. Какие у вас планы и цели? Может, что-то смогу сказать конкретнее.

    Нравится

  3. Спасибо большое. Просто старший у меня в сад не ходит -не хочет, да и я думаю, что дома ребёнку лучше. Ходит на музыкальные занятия разные, в бассейн на свободное плавание, общения с детьми на прогулке маловато мне кажется, и ещё переживаю, что практически не рисует, не делает поделки и так далее . Я не творческий человек в этом плане и мне трудно))) сын больше в своей игре, которая уже длит время заключветрянка в военных действиях то мечами то копиями то пистолеты и ружья идут в дело… вот такие переживания у меня)))

    Нравится

    1. Я также подумала насчёт поделок, что в последние десятилетия они стали всё более «городскими» и «девчачьими». Она и понятно, ведь мамы, воспитательницы в саду и учителя — почти всегда женщина, а цветная бумага и клей — очень безопасные материалы. Типично мальчишачьи поделки — кораблики, самолётики, вырезанные из дерева свистки, фигурки, мечи, дудочки. Перочинный нож был когда-то непременным атрибутом пацана. А емупредлагают делать тюльпаны-оригами и снежинки. 🙂 Поройтесь в старых книгах про поделки, там должны быть идеи, которые понрявятся вашему сыну.

      Нравится

  4. Я думаю, вам переживать сейчас совершенно не о чем. Ребёнок дома с заботливой мамой — это уже отличный старт. Если занятия музыкой и бассейн его не обременяют — тоже чудесно. Копья, ружья и пистолеты — это тоже нормальные мальчишачьи игры. Я бы только острегалась подпитывать их компьютерными играми и страшилками (моё скромное мнение). Лучше читать героические и исторические рассказы. А то, что ребёнок не рисует, вообще ни о чём не говорит. Захочет — будет рисовать. Я переживала, когда мой сын в три года упорно рисовал только взрывающиеся вулканы, и то очень примитивно. Раскрашку тут же переворачивал на обратную сторону — и снова вулкан! Я с детства рисую неплохо, и меня это немножко огорчало. Но прошли вулканы, а когда ему было четыре года, мне впервые попалась на глаза книга, где учили пошаговым рисункам. Я была в восторге, сыну тоже понравилось, и его артистичные способности мгновенно улучшились и продолжали неуклонно развиваться. Долгое время он был лучшим художников в семье и выиграл лет в семь городской конкурс рисунка на асфальте. Конкурентом со временем стала сестра. На неё пошаговые рисунки не произвели такого эффекта, но со временем, совсем другим путём, она добилась довольно хорошего мастерства. Во всяком случае, мои способности они уже обогнали. Покажите сынишке пошаговые рисунки на ютубе или в книге, предложите вместо карандашей фломастеры, мелки или краски. Может, ему понравится рисовать пальцами по бумаге или раскрашивать деревянную машинку или солдатика. Если он всё равно будет равнодушен, оставьте его в покое. Читайте вместе, гуляйте, питайте ЕГО интересы. Найдите книгу про разные виды оружия в разных странах, почитайте про короля Артура или русские былины. Купите солдатиков, с которыми он будет имитировать бои, прочитанные в книге. Вы собираетесь в школу или дома учиться?

    Нравится

  5. Как ЗдОрово Вы все написали))) спасибо. В общем и целом у нас так и есть, как Вы рекомендуете. Успокоили меня))) по поводу учебы хочется со, но чесно сказать боюсь. Есть мысль за год до школы попробовать домашнее обучение по программе первого класса. Как Вы думаете стОит ли?

    Нравится

  6. Я рада. Беспокойство вредная штука. 🙂 Я не совсем поняла, в какой стране вы живёте и потому трудно соринтироваться. В США я смело взялась бы за СО. В России, Украине это тропа ещё неисхоженная, вам виднее. Что касается попробовать заранее, я не думаю, что это хорошая идея. У меня самой были такие порывы, и они понятны — хочется убедиться, что можешь. Но ведь ребёнок растёт очень быстро. Через полгода это уже совсем другой человечек. То, что у вас не получится в четыре или пять лет, будет проще пареной репы в семь. Если прислушиваться к д-ру Муру (посмотрите посты в этой рубрике), то ребёнка вообще лучше придержать, а не проходить программу заранее. Я не делала всё, как советует Мур, но дети у меня дома учились намного меньше, чем их сверстники в школе, при этом не только не отставали, но и перегоняли школьную программу. Сейчас учёба на Украине немного другая, но когда я училась в 1-2 классе, у нас было урока четыре, помнится, и домашняя работа. У меня дети 7-8 лет учатся 2-3 часа и никакой домашки. Дети постарше 4-5 часов, тоже без домашки. Только в 15 лет у моего сына нагрузка увеличилась.
    С другой стороны, посмотрите ДЛЯ СЕБЯ программу за первый класс — она может показаться совсем не такой страшной. Начальная школа мне не кажется сложной. Какая от вас требуется отчётность за первые классы и когда ребёнок обязан пойти в школу, 6? 7? 8?

    Нравится

Оставьте комментарий